Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

Ужесточение в июле правил захода судов в российские морские порты после череды инцидентов на танкерах вызвало скачок цен на судовое топливо. Эксперты полагают, что негативный эффект в ближайшие недели будет сглажен


                    Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

Новые правила допуска судов, следующих из иностранных портов в российские, введенные с 21 июля, в моменте привели к простою части флота на рейде в ожидании разрешения на подход к причалу, сообщили РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Поскольку концепция морской перевозки заключается в аренде судна, рост сроков обработки флота наряду с иными рыночными факторами повысил стоимость фрахта и издержки на бункеровку.

Так, ставки фрахта нефтяных танкеров на маршрутах в Индию и Китай в среднем увеличились на 8,3% за неделю с 21 по 27 июля по сравнению с предыдущей неделей, рассказал директор ЦЦИ Роман Соколов. Это произошло, несмотря на падение нефтяного экспорта на 25% в этот же период. За неделю с 28 июля по 3 августа ставки на индийском направлении замедлили рост, но прибавили 2,7–3,3% в портах Балтики (до $8,8–9,2 за баррель) и 3,6–4% в Новороссийске (до $7–7,7 за баррель). По китайскому направлению наибольший рост за отчетную неделю показали ставки фрахта на Балтике — на 4,2% (до $11,5 за баррель), следует из данных ЦЦИ.

Вместе с тем за период с 14 по 28 июля зафиксирован скачок цен на бункеровку судов дизельным топливом малой вязкости с низким содержанием серы (MGO, широко используется в морских перевозках и соответствует международным экологическим нормам. — РБК). На Балтике и в Азово-Черноморском бассейне рост показателей составил 13–18%, до $833–852 за тонну, следует из анализа ЦЦИ по рынку бункерного топлива. На Дальнем Востоке стоимость топлива MGO для бункеровки выросла на 10,3%, до $828 за тонну.

Читайте также:  Глава «Балтики» назвал основные риски пивной отрасли РФ

Помимо разрешения от ФСБ, новые правила допуска судов предписывают проведение обязательного водолазного осмотра, прежде чем судну позволят встать под погрузку, добавляет Соколов. Еще в середине июля ФГУП «Росморпорт» объявило тендер на сумму более 3 млрд руб. для осуществления подводных инспекций судов в Балтийских портах — Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Калининграде и других. Осмотр включает проверку подводной части корпусов с применением гидролокаторов и подводных аппаратов на предмет наличия конструктивно не предусмотренных предметов и взрывчатых веществ. Стоимость одной инспекции составляет от 578 тыс. до 2,8 млн руб. в зависимости от типа судна. «Поскольку проверка будет осуществляться во время стоянки на рейде до проведения погрузочно-разгрузочных операций, время нахождения судов в акватории порта может увеличиться на несколько дней», — отмечается в обзоре ЦЦИ.

Похожую динамику роста цен на судовое топливо отмечают в аналитическом отделе ИАА «ПортНьюс». По их данным, цены существенно увеличились 22 июля на Балтике: топливо MGO (морской газойль с содержанием серы менее 0,1%) подорожало на $17 за тонну по сравнению с 17 июля (данные фиксируются два раза в неделю), VLSFO 0,5 (топливо с очень низким содержанием серы, 0,5%) — на $10–13 и ULSFO (ультранизкосернистое морское топливо, 0,1%) — на $13. Рост сохранился 24 июля, но уже менее выраженный, а далее увеличивалось в цене в основном топливо ULSFO. В то же время на Юге 22 июля был резкий скачок стоимости топлива MGO в порту Новороссийск — сразу на $28 за тонну. В последующие недели июля небольшой рост стоимости топлива сохранился, но в порту Кавказ было отмечено падение цены 29 июля — на $5 за тонну.

Новости компаний РБК Компании Старейшие компании в сфере архитектуры и проектирования Ознакомьтесь с информацией в каталоге

Читайте также:  20 августа: какой сегодня праздник?


                    Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

РБК Компании Проверки ИП и ООО в 2025 году: форматы, основания, порядок Разбираемся, как проходят проверки ИП, юридических лиц и как к ним подготовиться


                    Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

РБК Компании Крупнейшие компании в сфере недвижимости Найдите информацию в региональном каталоге


                    Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России

«Такие колебания цен часты на Балтике, она редко бывает стабильна. Однако Юг обычно очень стабильный, и в 20-х числах июля в Новороссийске наблюдалось удивительное изменение цен», — отмечают аналитики ИАА «ПортНьюс». В целом, по их данным, за период с 3 июля по 5 августа стоимость топлива MGO в Санкт-Петербурге выросла на 1,87%, в Усть-Луге — на 2,88%, в Новороссийске — на 5,55%, в Туапсе — на 1,23%, а в порту Кавказ, напротив, снизилась на 3,23%.

Какие перспективы

Восстановление сроков обработки судов будет способствовать восстановлению недельных объемов экспорта и окажет корректирующее влияние на фрахт, говорит Соколов. В ЦЦИ при этом не ожидают резкого роста стоимости судового высокосернистого мазута в ближайшее время. «Но низкосернистое топливо, в свою очередь, сохраняет, по нашему мнению, потенциал для роста в краткосрочной перспективе», — добавляет он.

Между тем в пресс-службе Минтранса заверили РБК, что новые требования судозахода не повлияли на деятельность российских экспортеров: «Погрузка в морских портах осуществляется в плановом режиме, ситуация в акваториях стабильная». РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что рост транспортных и логистических расходов, которые закладываются в цену товаров и услуг, при сохранении может в перспективе одного-двух месяцев оказывать влияние на темпы инфляции. Он напоминает, что расходы на топливо составляют порядка 30–40% себестоимости судоперевозок, напрямую влияя на цену грузов. «А скачкообразный рост на 13–18%, учитывая мультипликативный эффект на издержки всей цепочки, нивелировать сложно», — замечает Жарский. Тем не менее эксперт не исключает, что негативный эффект изменений в течение ближайших недель будет сглажен, поскольку сейчас он во многом объясняется тем, что ряд судов под иностранными флагами не успели зайти в порт до введения новых правил.

Читайте также:  Глава криптоотдела BlackRock: Большинство альткоинов — бесполезные пустышки

Краткосрочный рост цен на судовое топливо, который произошел в последние несколько недель, обосновывается увеличением расхода топлива судами из-за простоя на рейде, курсовыми рисками, потенциалом срыва условий по экспортным поставкам и риском недополучения доходов от использования портовой инфраструктуры и портовых услуг, считает Виктория Трифонова, эксперт аналитического центра «Яков и Партнеры». По ее мнению, продолжительность такого скачка будет зависеть от скорости адаптации судовладельцев к новым правилам.

При этом вне зависимости от последних ограничений в ближайшие годы можно ожидать роста стоимости на бункеровку, которая закладывается в стоимость фрахта и, соответственно, повышает стоимость логистики для экспортеров, прогнозирует Трифонова. И морская транспортировка нефти может оказаться более чувствительной к подобным изменениям. «На это есть ряд причин. Во-первых, сужающееся число доступных судов для экспорта российской нефти и нефтепродуктов (под ограничения попали уже более 250 танкеров), а также их более возрастная структура (с большим удельным потреблением топлива)», — объясняет эксперт.

В целом стоимость транспортировки нефти из России без учета внутренней логистики в зависимости от ценовых изменений на рынке и величины дисконта уже составляет 9–15% от итоговой цены реализации. При растущей цене бункеровки, которая как минимум составляет 10% от стоимости фрахта, нагрузка на экспортеров будет увеличиваться, заключает Трифонова.

Источник: www.rbc.ru